Автомобильный эксперт о DiDi

В августе в Казани был запущен новый агрегатор такси DiDi. Основным отличием приложения является низкая комиссия со стороны агрегатора, всего 9.5%, когда у конкурентов минимум 15%. Также DiDi не принимает на работу водителей у которых есть уголовное прошлое.

На данный момент приложение работает в 16 регионах России.

Мы взяли интервью у автомобильного эксперта Дмитрия Попова, он ответил на наши вопросы.

Мнение эксперта
Автомобильный эксперт, эксперт СМИ и ЗАКСа по вопросам безопасности дорожного движения.
Начнем с того, что это агрегатор такси, а не таксомоторный сервис, то есть предоставляются по российскому законодательству лишь информационные услуги. Фактически по закона такого вида сервиса нет: это не таксомоторная услуга, поскольку нет выпуска на линию, нет проверки на исправность состояния автомобилей и так далее.

Что касается низкой комиссии со стороны агрегатора, то это лишь половина дела. Низкая комиссия со стороны агрегатора должна призвать к формированию низкой цены со стороны перевозчика. А вот будет ли это или нет – пока сложный вопрос, поскольку разница в 6 % не такая реактивная, как это может показаться.

Что касается запрета принимать на работу водителей, у которых есть уголовное прошлое, то я бы вообще от этого абстрагировался, потому что, повторюсь, агрегатор – это информационный сервис, который предоставляет информационные услуги по конекту между клиентом и перевозчиком. К тому же, проблемы, связанные с передачей аккаунтов, тоже продолжают присутствовать.

 

Вопрос: Слышали ли вы об этом агрегаторе? Если да то как оцениваете его перспективу? К примеру в Петербурге в 2019 году была попытка запустить такси Bolt, но он не выдержал конкуренции и практически исчез с улиц Петербурга. А в Украине приложение успешно запущено и уже работает в нескольких крупных городах.

Дмитрий Попов:

Нет, не слышал об этом агрегаторе, но перспективы оцениваю слабо, потому что сегодня существует лоббирование интересов Яндекса. Правда, лоббирование это заключается сейчас только в том, что антимонопольное законодательство не предъявляет к Яндексу никаких более-менее надзорных пристрастий. И даже, если это произойдет, то тогда Яндекс просто разделится на два – три агрегатора, ровно на те которые он поглотил ранее, до того, как стал крупным игроком на рынке.

Вопрос: Сейчас на рынке всего 2 крупных игрока – это Яндекс и Ситимобил. Но явное преимущество у Яндекса. Как вы считаете полезна ли конкуренция среди агрегаторов? Поможет ли низкая комиссия со стороны китайского агрегатора повлиять на Яндекс и пойти на снижение комиссии, тем самым позволить зарабатывать водителям больше?

На сегодняшний день Яндекс просто придерживает цену за счёт того, что он крупный игрок, и мелким игрокам трудно с ним соревноваться. Конечно, нельзя сказать, что сейчас на петербургском рынке присутствует только Яндекс и Ситимобил. Все-таки есть как минимум ещё присутствует третий игрок Rutaxi (Такси Везёт) – это из агрегаторов. Есть еще Таксовичкоф, который ещё не почил в бозе, есть Uber и Get, тоже какие-то машины присутствуют. Правда, я не знаю насколько они сейчас актуальны. Но больше всего, конечно, Яндекса.

Что касается конкуренции среди агрегаторов, то для рынка она может быть полезна, но дело в том, что информационные услуги – это такая эфемерная штука, которая может дешеветь до бесконечности. Серьезный выигрыш по цене может получиться в том случае, если кто-то вложит денег, например, и возьмёт на себя историю, касающиеся оптового обслуживания автопарка. И вот тогда можно будет серьезно конкурентов, потому что агрегаторные услуги, как я уже сказал, – информационные. Они только в процентах соревнуются а ценик все равно формируется за счет стоимости бензина, запчастей обслуживания автомобилей и всего остального.

Вопрос: Ходят слухи, что DiDi не пускают в крупные города миллионники. Как думаете почему? Может ли это быть связано с тем, что правительству выгодна монополия Яндекса, так как компания российская?

Что касается того, что DiDi не пускают в крупные города, то мне кажется эта история смешной, потому что, если мы говорим про агрегаторный информационный сервис, то  шансы “зайти” у него всегда есть. Что значит зайти? То есть будет какое-то приложение, отсмотр тех, кого он подключает к этому приложению. У нас большинство тех, кто занимается таксомоторными перевозками, имеют лицензию персонифицированную, полученную, например, в Комитете по транспорту. Очень мало, кто имеет лицензию прямо вот на юрлицо. Это, наверное, только Яндекс и Ситимобил. А вот Rutaxi (Такси Везёт), например, имеет персонифицированную лицензию, хотя тоже является достаточно крупным агрегатором. Поэтому Didi зайти именно как агрегатор, который предоставляет информационные услуги связи с клиентом, вполне себе может. Помешать этому практически невозможно, потому что агрегационные услуги не являются лицензируемыми.

Вопрос: Как вы думаете, каковы шансы появления в России беспилотных такси?

Что касается беспилотников, причем речь идет не только о такси, но и о любом другом виде транспорта: дело в том, что проблема беспилотника не в технической сущности. Проблема беспилотника заключается в необходимости разделить юридически “пилотный” и “беспилотный” транспорт, поскольку у нас существуют проблемы, касающиеся ответственности в случае ДТП, если техника будет выходить из строя. А любая самая надёжная техника все равно в какой-то момент из строя все равно выходит. Даже некоторые беспилотные компании пытаются нанимать на работу людей, которые будут просто носителями ответственности за то, что никто не управляет автомобилем этой беспилотной компании.

В конечном счете скомпилировать пилотный и беспилотный транспорт в одном месте, скорее всего, не удастся и поэтому, воможно, будет иметь место физичиеское разделение пилотного и беспилотного транспорта, например, отдельные дороги, отдельная уличная дорожная сеть или обособленные полосы, в рамках которых беспилотный транспорт никуда не денется и не совершит столкновения с пилотируемыми транспортными средствами. Такие штуки не за горами. Ну, например, от метро Московская беспилотное такси в аэропорт запросто может ехать по Пулковскому шоссе, доезжать до аэропорта,  высаживать людей, возвращаться обратно особенно, если мы выделим беспилотнику отдельную дорогу.

А вот в чистом виде нахождение на дороге беспилотного такси – сильно сомневаюсь. Я в свое время предлагал коллегам эксперимент: подъезжают к остановке две маршрутки – одна с водителем, а другая без водителя. Спрашиваю, в какую маршрутку сядет больше пассажиров? Практически 100 % согласились с тем, что в маршрутку с водителем сядут все, а в маршрутку без водителя побоятся. Хотя лично я бы не стал так сильно бояться технического решения, но тем не менее опаска у народа присутствует. Ещё раз повторюсь, техника не бывает стопроцентно надежной.

Предыдущая
СтатьиЧто делать, если я потерял что-то в такси DiDi
Добавить комментарий

Contact Us